Основная цель дошкольного учреждения: обеспечение физического, умственного и нравственного развития для успешного перехода на следующую ступень образования. Обязательным условием формирования гармоничной личности является наличие развивающей среды. Уголок природы, который имеется в каждой группе, является обязательным условием развития ребёнка.
Задачи живого уголка
Уголок природы имеет большое воспитательное значение для детей. В детском саду малыши могут лучше изучить растительный и животный мир. Кроме того, работая в живом уголке, дети учатся состраданию и ответственности. Особенно значим живой уголок для детей, которые всю жизнь прожили в городе и не имеют возможности познакомиться с природой поближе. Разумеется, именно это является основной задачей живого уголка. Рассмотрим другие задачи, которые можно решить благодаря уголку природы.
- Оздоровление. Растения помогают очистить воздух от углекислого газа. Растения выделяют кислород, который укрепляет здоровье и способствует более эффективной умственной деятельности.
- Формирование познавательного интереса. В дошкольном возрасте дети активно познают мир при помощи чувств.
- Эстетическое развитие. Природные материалы, растения и животные должны быть подобраны таким образом, чтобы учить детей ценить красоту окружающего мира вообще и родной природы в частности.
- Нравственное развитие. Живой уголок становится инструментом развития нравственных качеств ребенка. Это связано с тем, что животные и растения зависимы от человека и постоянно нуждаются в уходе с его стороны.
- Развитие экологической культуры. В индустриальном мире знания основных законов природы крайне важно, поскольку именно это поможет уберечь человечество от катастрофы.
Какие цветы подобрать для детского сада
В первую очередь, при подборе растений для детского сада необходимо позаботиться о безопасности: цветы не должны быть ядовитыми. Важно подобрать растения, требующие самого разного ухода, чтобы дети максимально расширяли свой кругозор. Необходимо подбирать очень разные цветы с разными цветами и шириной листьев, которые отличаются друг от друга. Чтобы дети и воспитатели ничего не перепутали, каждое растение должно иметь таблички с названиями и требованиями об уходе.
Требования к уголку природы в младшей группе
В живом уголке для самых маленьких должны быть несколько растений с крупными листьями, крепким стеблем и яркими цветами. Для маленьких детей важно также установить календарь, на котором можно будет легко различить времена года, поскольку именно в этот период дети активно знакомятся с тем, как разные времена года отличаются между собой. Для ухода за растениями рекомендуется приобрести специальные приспособления: лейки, губки и лопатки. Живой уголок для младшей группы не предполагает наличие животных, рекомендуется ограничиться их макетами.
Требования к подбору материалов для живого уголка в средней группе
К средней группе дети уже обладают определёнными навыками ухода за растениями. Количество цветов в живом уголке можно увеличить до пяти. Есть смысл пополнить уголок природы алоэ, фикусом или бегонией, поскольку они не требуют особенного ухода. Воспитатель должен рассказать воспитанникам, чем растения отличаются друг от друга и какого ухода требует каждый тип. Целесообразно также приобрести для живого уголка календарь с изображением дней недели и времен года. Для развития детей важно приобрести набор семян, запакованных специальным образом, чтобы дети не могли их повредить или оторвать.
Требования к живому уголку для старшей группы
По мере того, как дети взрослеют, ассортимент растений расширяется. В старшей группе к уже имеющимся растениям можно добавить вьющиеся. Чем шире будет ассортимент растений, тем проще будет продемонстрировать детям, что растения бывают также клубневым и луковичными. В этом возрасте дети уже обладают некоторой сознательностью, но воспитателям по-прежнему необходимо напоминать об обязательных для растений процедурах. Для этого удобно использовать карточки-смайлы. Например, зеленый смайлик может означать, что растение требует полива. В календаре природы не просто обозначены дни недели и сезоны: дети сами ведут календарь и рисуют свои наблюдения.
Требования к живому уголку в подготовительной группе
Основными отличиями в требованиях к живому уголку от более ранних групп можно считать появление мини-огорода и животного. В качестве живого существа в детсадовском уголке природы можно рекомендовать морскую свинку. Она неприхотлива в уходе, а дети в 6 лет уже обладают определёнными навыками ухода за животными. Также, детей этого возраста можно научить ухаживать Мини огород полезен тем, что дети смогут наблюдать за тем, как растет рассада и изучать таким образом закономерности окружающего мира. Для детского творчества подойдут природные материалы: жёлуди и скорлупа орехов.
Живой уголок несёт не только воспитательную, но и эстетическую функцию. Именно поэтому, необходимо позаботиться о правильной мебели для живого уголка. Полки и стеллажи должны быть оформлены таким образом, чтобы с одной стороны дети чувствовали себя в безопасности, а с другой стороны имели бы возможность самостоятельно ухаживать за растениями.