Память ребёнка – важнейший психический механизм, без которого невозможно полноценное обучение и развитие. Память помогает ребёнку познавать мир, устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями. Без этого механизма невозможна познавательная деятельность. Дошкольный возраст – важнейший период в жизни ребёнка с точки зрения развития важнейших психических механизмов, как, например, память и внимание. В данной статье будут рассмотрены основные этапы развития памяти в период с 2 до 5 лет.
Развитие памяти в возрасте 2-3 лет
В раннем дошкольном возрасте, в период поступления в ясли дети превращаются в «упорных исследователей», которые стремятся всё попробовать на вкус, цвет и запах. В это время ребёнок осваивает связи между предметами, их признаками и тем, что предмет делает. По дороге в детский сад мало называть предметы, для ребенка будет полено, если Вы будете описывать всё, что данный предмет делает. В этом возрасте ребенок хорошо запоминает небольшие стихи, песни потешки. При соответствующих занятиях он также запоминает названия овощей, фруктов и некоторых животных.
Развитие в 3-4 года «Аналитики»
После 3 –х лет дошкольники приобретают способности к аналитическому мышлению. Они не только запоминают названия предметов и явлений, но и учатся анализировать и сопоставлять их свойства. Ребёнок учится сопоставлять понятия много/мало, высоко/низко и подбирать пары предметов по заданному признаку.
4-5 лет
В этот период родители, как правило уже чётко понимают способности ребенка. Становится очевидно, какой тип памяти преобладает: одним детям легче запоминать слова на слух, другим –образы с картинок. При обучении родителям стоит использовать особенности памяти ребенка, тогда память «не подкачает» в соответствующий момент память ребенка не подведет. В этот период с малышом можно обсуждать различные профессии (кто и что делает)
Планируя развивающие занятия с малышом, необходимо учитывать ведущую деятельность в определённом возрасте. До 3-х лет ребенок осваивает назначения предметов и способы взаимодействия с ними (в игрушки играют, одежду надевают и т.д). В этом возрасте важно, как можно больше играть с ребёнком, называя и проговаривая всё происходящее вокруг.
С 3-5 лет ведущей деятельностью становятся социально-ролевые игры. Ребёнок усваивает социальные нормы и правила, по котором строятся взаимоотношения между людьми. Ему намного проще осознать всё увиденное и услышанное. В этот период у ребенка формируется гендерное поведение. Мальчики чаще играют в строителей, пожарных, полицейских. Девочки предпочитают роли принцесс, мам, воспитательниц, учительниц и т.д. В этот период развитие памяти можно осуществлять через запоминание правил игры. В этом возрасте дети учатся играть по правилам, поэтому полезно время от времени проговаривать с ребенком происходящее. Таким образом, Вы можете быть уверены, что в нужный момент память ребенка не подведёт.
Полезно играть с ребенком в различные игры на запоминание времён года, подбор антонимов, названий профессий. Если у Вас несколько детей-погодок, можно играть на скорость. Соревновательный процесс ускорит развитие ребенка и будет формировать необходимые познавательные способенности.
Развитие памяти намного важнее, чем может показаться некоторыми родителями, которые намеренно не занимаются с ребенком обучающими занятиями, чтобы «ему не было скучно в школе». В дошкольном возрасте, действительно, не стоит обучать чтению и счёту, но пренебрегать развитием памяти недопустимо. С поступлением в 1 класс ребенок столкнется со значительно более серьёзными нагрузками. Именно развитая память позволит быстрее адаптироваться к школьным нагрузкам. Основная задача родителей –помочь детям вовремя и правильно развить заложенный потенциал.