Чтобы пространство ДОУ было функциональным и оригинальным, необходимо грамотно расставить мебель в детском саду. Но сделать это по принципу обычной комнаты, в которой растет ребенок, невозможно. Необходимо соблюдать базовые нормы и рекомендации, которые позволят, не нарушая действующее законодательство, грамотно установить те или иные конструкции.
Как расставить мебель в детском саду
Ключевое отличие детской мебели от взрослой мебели состоит в размерных характеристиках. В российском законодательстве они именуются ростовыми группами. Их значения устанавливаются государственными стандартами и зависят от конкретных разновидностей конструкций (столы, стулья, кровати, шкафы и т. д.). В процессе организации внутреннего убранства ДОУ необходимо следовать определенным принципам и критериям.
- Планирование пространства. Сначала нужно составить схему, что и где будет располагаться. После этого необходимо произвести расчеты и определиться с точными ростовыми группами.
- Расстановка детской мебели в садике. Она должна осуществляться в соответствии с общими принципами. Т. е. нужно принимать во внимание параметры, от которых будет зависеть уровень комфорта и удобства учащихся.
- Зонирование помещений. Оно должно быть рациональным и удобным. Нужно предусмотреть функциональную зону (для проведения занятий), область отдыха, спортивный уголок, игровую территорию. Важно, чтобы они не пересекались между собой, а были расположены рядом друг с другом.
Только после выполнения этих этапов можно приступать к окончательной организации пространства. Для этого следует принять во внимание следующие аспекты:
- площадь помещения (если внутри помещения просторно и свободно, можно дать волю фантазии и выделить дополнительные области для игр и спорта);
- расположение дверей (двери должны выходить на коридор, в котором не проходят учебные занятия и игровые мероприятия, в коридоре целесообразнее всего поставить шкафы для переодевания и информационные стенды);
- зонирование (в продолжение к предыдущему пункту: сначала должен располагаться коридор, который является буферной зоной между основным пространством и выходом, после этого размещается мебель игрового, спортивного назначения, далее ставятся столы для занятий и интеллектуальных состязаний, а в самом конце размещаются кровати для сна и отдыха);
- высота потолков (чем они выше, тем большим кажется помещение визуально, чем они ниже, тем светлее должны быть мебельные конструкции, чтобы обеспечить больше зрительного простора и избежать дезориентации учащихся).
Правильная расстановка мебели в ДОУ определяется также конкретной разновидностью конструкции. Кровати можно поставить буквой «П», островной планировкой или в шахматном порядке. Столы для обучения целесообразнее всего установить рядами. Шкафчики должны располагаться рядом друг с другом для экономии свободного пространства и улучшения ориентирования детей внутри помещения.
Игровые зоны должны находиться отдельно, чтобы не отвлекать детей от основного учебного процесса и не создавать проблем во время игр. Рядом со спортивными уголками не должно находиться хрупких предметов. Стенды целесообразнее всего размещать в углах, чтобы они не создавали помех для движения, а риск их «падения» был минимальным.